Как показывать мультфильмы ребёнку (и остаться хорошим родителем)

Мультфильмы — настоящее спасение для родителей, которые жаждут провести сколько-то минут наедине с собой. Для многих это становится настоящей палочкой-выручалочкой: стоит дать ребёнку планшет или телефон с мультфильмом, как визги, крики и возня прекращаются, а ребёнок замирает, как заворожённый.

Что о мультфильмах думают психологи? С какого возраста мультфильмы можно показывать детям — и как выбрать “правильные”? Чем могут быть вредны мультфильмы? Сегодняшний выпуск блога Ассоциации репетиторов — об этом. 

Полезное движение

Прототипы мультфильмов (такие, как, например, волшебный фонарь) появились очень давно: слушать истории в сопровождении картинок — одно из любимых детских занятий. Поэтому когда картинкам удалось научиться ходить и говорить самостоятельно, восторгу не было предела. И всё же потребовалось определённое время, прежде чем мультфильмы стали восприниматься как типично детское развлечение — в каковом качестве мы их по большей части сегодня и рассматриваем. 

Задаваясь вопросом, а что вообще хорошего можно почерпнуть из мультфильмов, чаще всего вспоминают советские мультики и их высокую мораль: якобы вся продукция студии “Союзмультфильм” — образчик нравственности и заботливый учитель, показывающий лишь самые лучшие примеры поведения.

Движущиеся картинки

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/alina_princes/15082675763/sizes/l

И всё же помимо морали и нравственности, которые так вдумчиво ищут в мультфильмах родители, нельзя не обратить внимание на ещё несколько важных функций, которые выполняют мультфильмы: 

  1. Обучающая. Существует огромное количество мультфильмов, благодаря которым ребёнка можно научить считать, называть цвета и формы. А кроме того, говорить на иностранном языке. 

  2. Развитие речи. Во многих мультфильмах (включая упомянутые советские) персонажи разговаривают на довольно сложном языке, помогая тем самым ребёнку ввести в свой лексикон новые слова и фразы. 

  3. Развитие мышления и памяти. Анализируя сюжет, ребёнок учится сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. К тому же, не всякий мультфильм оказывается понятен с первого просмотра. 

  4. Развитие воображения. Мультфильмы подпитывают образный запас ребёнка, а также дают пищу для фантазий. 

  5. Наконец, воспитание. Многие модели поведения дети заимствуют из мультфильмов, и в этом смысле мультфильмы с “правильными” моделями действительно предпочтительны. 

Возраст и рекомендации

Разному возрасту — разные мультфильмы. Это объективный факт и связан он со способностью детей удерживать внимание определённое количество времени. 

«Строгие» психологи (Всемирная организация здоровья) не рекомендуют показывать какие бы то ни было видеопроизведения (в том числе и мультфильмы) детям до трёх лет. Однако большинство сходится на более лояльной для родителей норме, — два года — настаивая, однако, на том, что сюжет мультфильма должен быть законченным. 

В любом случае до трёх лет показывать больше пятнадцати минут мультфильмов в день нельзя. Начиная с трёхлетнего возраста норма — полчаса в день. А детям 4-6 лет можно показывать 2-3 мультфильма в день (разумеется, с перерывами), считает психолог Наталья Удовенко

Движущиеся картинки

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/50345411@N08/10931711333/sizes/l

В любом случае (и в любом возрасте) родителям настоятельно рекомендуют заранее выяснить, о чём будет мультфильм (просмотр трейлера, чтение анотации — этого может быть вполне достаточно). В список мультиков, которые стоит исключить из списка для просмотра, автоматически попадают следующие: 

  1. Мультфильмы, в которых главный герой стремится убивать или калечить других персонажей, зачастую немотивированно. Такие мультики зачастую провоцируют проявление жестокости и агрессии у ребёнка в реальной жизни (да-да, зачастую немотивированно). 

  2. Мультифмльмы с гиперболизированно нетипичным поведением главного героя, который нарушает общепринятые правила и табу — и не оказывается наказанным. Типичный пример такого рода мультфильмов — ”Маша и медведь”, ставший уже притчей во языцех среди родителей. Многие отмечали, что постоянный просмотр этого мультсериала провоцировал у детей девиантное поведение — нарочитое стремление вывести родителей из себя, хулиганство, etc.

  3. Мультфильмы, в которых герои выказывают явное неуважение к живым существам (людям, животным, растениям) и их поведение показывается как норма. Хорошо знакомое нам стремление детей подражать любым увиденным образцам плохо сказывается на дальнейшем поведении ребёнка, который, перенимая паттерны из мультфильма, может начать грубить, цинично высказываться, использовать брань и применять насилие в отношении окружающих — как двуногих безсхвостых, так и всех остальных. 

Конечно, далеко не всегда просмотр таких мультфильмов ведёт к девиациям поведения — в конце концов, в детстве тех, кто вырос в 90-е, тоже хватало странностей (вроде “Черепашек ниндзя”), но важно понимать, что негативное воздействие мультфильма на психику во многом возникает не собственно за счёт мультфильма, а из-за того, что рядом не оказалось значимого взрослого, который мог бы объяснить происходящее. 

Иди и смотри!

Этот совет может показаться очень странным родителям, которые ищут в мультфильмах своего рода бесплатную няню, но всё же: мультфильмы стоит смотреть вместе с детьми. Необязательно делать это постоянно, но время от времени, безусловно, стоит. 

Причин тому несколько. 

  1. Темы для обсуждения. Любой мультфильм — это в первую очередь интересный сюжет, но ещё — и это важно! — масса интересных тем, которые можно проговорить вместе с ребёнком. Кто знает, вдруг в “Золушке” его больше всего взволнует судьба мышей, которых эксплуатируют в качестве швейной фабрики, а вовсе не несчастная красотка Золушка?

  2. Богатый внутренний мир. Не ваш, а ребёнка — о котором вы знаете много, но всё же не всё. И запросто можете узнать во время просмотра мультфильма благодаря комментариям, реакциям, вопросам и так далее. Срабатывает эффект вовлечения: ребёнок настолько погружается в альтернативную реальность, что полностью отождествляет себя с происходящим. И тут главное — наблюдать и мотать на ус.

  3. Идеи и вдохновение. Понятно, что “Диснейленд” появился не вчера, но речь не совсем об этом. Посмотрев вместе с ребёнком вдохновляющий мультфильм, вы можете придумать, как провести совместные выходные (не в театре и не у в гостях у бабушки) — например, отправиться в океанариум искать Немо или учиться стрелять (как Храбрая сердцем). 

Движущиеся картинки

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/pronche/5791959508/sizes/l

К тому же, говоря откровенно, совместный просмотр мультфильмов — это меньшее, что можно сделать для своего ребёнка, не выходя из дома. К тому же это ещё и приятный досуг для самого родителя — когда ещё можно беззастенчиво пересмотреть “Шрека” и посмеяться до колик, глядя за ужимками Осла? 

Ксения Николаевна, психолог Ассоциации репетиторов, специализирующаяся на методе психодрамы, по нашей просьбе прокомментировала свои взгляды на просмотр мультфильмов детьми: 

«Прокрутив в голове мнения своих знакомых, занимающихся возрастной психологией, которые воспитывают маленьких детей, я поняла, что их позиции в этом вопросе настолько же разные, насколько и теоретические обоснования. Кто-то вообще не смотрит мультфильмы с детьми, а другие, напротив, организуют досуг ребёнка так, что он большую часть времени смотрит что-то с экрана. Если говорить обо мне, то мне нравится позиция заботы о себе родителя. В том смысле, что если получается позаботиться о себе только за счёт того, чтобы отвлечь ребёнка от себя исключительно с помощью мультфильмов, то это добро. Правда, добро это только до тех пор, пока это не переходит в ситуацию “единственное, что я делаю со своим ребёнком, — это включаю ему мультики, а сам утыкаюсь в телефон”. Ну и вообще мне хочется напомнить, что родители — это пример, который они дают своим детям, хотят они этого или нет. То есть, если ребёнок 90% времени видит родителя уткнувшимся в экран, то он автоматически начинает испытывать потребность проводить 90% времени, уткнувшись в экран. А если это 15 минут экрана в день, не думаю, что в этом есть что-то плохое. Отдельно скажу, что полностью ограничивать ребёнка в мультиках и технике в современном мире мне кажется не вполне адекватным окружающей реальности”. 

Движущиеся картинки

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/wallyspam/3158149670/sizes/l

Важный постскриптум

В том, что касается техники, этикет и общепринятые нормы ещё не вполне устаканились, но есть вещи, которые довольно просто понять, просто обратив внимание на их существование. В частности, если в момент просмотра ребёнком мультфильмов в общественных местах посмотреть по сторонам, можно заметить окружающих людей, а если провести небольшой анонимный опрос, можно так же легко выяснить, что далеко не все они хотят слышать звуковую часть мультфильма, который смотрит ребёнок. В мире взрослых людей в таких случаях обычно предлагают наушники, которые избавляют окружающих от грустной аудиальной неизбежности. В мире детей это возможно далеко не всегда (у многих даже к пяти годам наушники вызывают резкое отторжение), но тут имеет смысл вспомнить вот о чём: мультфильмы необязательно смотреть здесь и сейчас. 

Многие поколения родителей жили до сегодняшнего дня без мультфильмов — и справлялись с детьми, чьё внимание так и скачет от предмета к предмету. Как им это удавалось? Ничего особенного, секрет — в том, что ребёнок хочет, чтобы на него обращали внимание. Рассматривали с ним вывески в аэропорту, читали бортовой журнал, наклеивали наклейки в припасённый заранее журнал, и так далее, и так далее. 

Окружающие отнесутся к вашему родительскому поведению гораздо снисходительнее, чем к писклявому голосу актёра озвучания, доносящегося из динамика смартфона. 

Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/cmittendorf/14335040819/sizes/l

Мудрая сова 26 июля